Возникновенню лекарственной устойчивости способствует неправильный, хаотический прием антибиотиков и хпмнопрепаратов, назначение недостаточных разовых и суточных доз. При этом происходит постепенное замещение чувствительных микобактерий устойчивыми. Н. М. Рудой (1969) выявил, что резистентность к стрептомицину и фтивазиду при их раздельном применении начинает развиваться к концу первого месяца лечения и через 3 мес уже крайне редко соохраняется лекарственная чувствительность.
По данным М. А. Клебанова (1967), к этому периоду при неправильно проводимом лечении устойчивые штаммы микобактерий туберкулеза появляются у 68—73 больных, а к 7-му месяцу лечения, по данным М. П. Зыкова с соавторами (1971),— у 80 больных. Исследованиями А. Е. Рабухина с соавторами (А. Е. Рабухин, 1970) также установлено, что после приема более 50 г фтивазида у 63 больных обнаруживаются в мокроте резистентные микобактерии туберкулеза, причем в случаях использования малых доз препаратов лекарственная устойчивость возникала значительно быстрее.
Весьма отчетливо выявляется значение нарушения основных принципов антибактериальной терапии в развитии лекарственной устойчивости при анализе Д. Д. Асеевым (1965) материала 540 неэффективно лечившихся больных с резистентностью микобактерий к противотуберкулезным препаратам. Автор установил, что на первом этапе лечения 47,2 больных пользовались одним препаратом, 41—двумя и только 11,8—тремя препаратами. Продолжительность первого курса лечения у большинства больных составляла не более 2—3 мес, у 22 —от 4 до 6 мес ну 12,1 —от 6 до 12 мес и более. На последующих этапах лечения, как и при первом курсе лечения, допускались заниженные разовые и суточные дозы препаратов, перерывы в их приеме.